Железная дорога  
       Открытие в 1862 году Волго-Донской железной дороги между Царицыном и Калачом-на-Дону создало удобный путь для торговых сношений. Товары, перебрасываемые с Волги на Дон, от Калачевской пристани пароходами и баржами перевозились вниз до Ростова и дальше по Азовскому и Черному морям.
       Спустя 10 лет была построена железная дорога Царицын-Грязи. Благодаря ей город приобрел роль торгового посредника между низовьями Волги, Каспийским морем и центральными областями России, вызвав быстрый рост грузооборота на реке. Расширение пароходства, строительство железных дорог и бурное развитие торгово-промышленного капитала превратили город в крупный торгово-промышленный центр юго-востока страны.
       Промышленное оживление девяностых годов позапрошлого столетия дало новый могучий толчок развитию Царицына. В 1897 году была сдана в эксплуатацию Тихорецко-Царицынская железная дорога, связавшая город с богатым Предкавказьем и открывшая ему непосредственный выход через Новороссийск к Черному морю. Построенная в 1900 году Восточно-Донецкая железная дорога соединила Царицын со стремительно развивающимся промышленным югом России. Все это сделало Царицынский железнодорожный узел первым среди всех городов Поволжья по величине грузооборота. Большое место в потоке грузов занимали нефтяные продукты, хлеб, лес, рыба, соль. По торговле лесными материалами Царицын занимал первое место в ряду приволжских рынков и служил главным пунктом сбыта лесопромышленной продукции многих северных областей. Царицын вел торговлю и продуктами лесной переработки: смолой, дегтем, скипидаром, мочалой, рогожами, кулями. Второе место занимала торговля рыбой.
  Промышленность    
      Неуклонно продолжался рост промышленности. С 1900 по 1910 год в городе возникло 137 новых предприятий и общее число их составило 326, в том числе 35 крупных. Больших размеров достиг и грузооборот.Особенно значительный рост промышленности, выдвинувший Царицын в число крупнейших промышленных городов Поволжья, был отмечен в 1910-1915 годах. За это время вступило в эксплуатацию 128 промышленных предприятий, из которых 14 крупных. Основными отраслями промышленности стали: металлургическая, металлообрабатывающая, лесная, деревообделочная, мукомольная, горчично-маслобойная, кожевенная.
      Металлургия.
      Завод "ДЮМО", ныне "Красный Октябрь", являлся единственным по своей мощности в Нижнем Поволжье. Уже перед первой мировой войной (1914 г.) его производительность достигала 7200 тыс. пудов продукции в год. На заводе было около 3000 рабочих, 250 служащих.Экономические предпосылки возникновения завода оправдывались "целью удовлетворения нужд в металлоконструкциях районов Поволжья, Кавказа, Закавказья, и Средне-Азиатских владений, наиболее удаленных от других металлургических заводов Урала и Юга и наивыгоднейшим образом связанных с Царицыном дешевыми путями сообщения и транспорта, как река Волга и Каспийское море".
      Металлообрабатывающая промышленность.
      Завод "Металлист" начала строить в 1914 году известная иностранная фирма "Виккерс и К°". Постройке завода предшествовала длительная борьба: на завод претендовали три города - Симбирск, Самара и Саратов, предлагая иностранным комерсантам выгодные условия при покупке земли, обещая ряд других льгот, но учитывая чрезвычайно выгодное географическое положение Царицына, предприниматели остановили свой выбор на нем.
      Болто-заклепочный и меднолитейный заводы - Гардиен и Валлосс, производительностью (в 1913 г.) 128,5 тысячи пудов изделий (болтов, гаек, цепей, литья, котельных работ, железных и стальных поделок), имел 250 рабочих и 25-30 служащих. Развитию завода благопрнятствовал наблюдавшийся в то время в Царицыне бурный рост лесообрабатывающей, мукомольной, маслобойной и прочей промышленности, нуждавшейся для своего оборудования в чугунном литье, металлических конструкциях.
      Гвоздильно-проволочный завод братьев Серебряковых был основан в 1900 году. К началу Первой мировой войны на заводе насчитывалось до 350 рабочих и 35 служащих. Производительность завода достигала 35 тыс. пудов готовой продукции в месяц. После Октябрьской революции этот завод назывался "Красная застава".
      Кроме названных заводов, существовало несколько мелких предприятий, занимавшихся металлообработкой.
      Деревообрабатывающая промышленность.
      Деревообрабатывающая промышленность имела особенно широкое развитие. В дореволюционном Царицыне насчитывалось 45 лесопильных заводов. Главными потребителями их продукции являлись южные районы России, Кавказ, Закаспийский край, а также заграница - Турция, Греция, Персия.
      Мукомольная промышленность.
      До 1914 года в Царицыне и его окрестностях насчитывалось до 300 мукомольных предприятий промышленного типа, снабженных механическими двигателями и обладавших давольно крупной производительностью.
      Горчично-маслобойпая промышленность возникла в начале прошлого столетия. Первый горчичный завод был построен в 1810 году, в Сарепте, швейцарским колонистом. Перед революцией в Царицыне и в районах, тяготевших к нему, насчитывалось 11 крупных горчично-маслобойных заводов. Продукция их находила себе сбыт на всех рынках России, а также рынках Франции, Дании, Китая, Турции, Болгарии, Сербии и Персии.
      Кожевенная промышленность.
      В Царицыне и его районах существовало 43 кожевенных завода, в том числе 15 крупных. Кроме того, в дореволюционном Царицыне функционировало: 3 пивоваренных завода, мыловаренный завод, 2 ватные фабрики, чулочная фабрика, 3 кондитерские фабрики, несколько кирпичных заводов, а также ряд других предприятий. Правда, все они были мелкими.
      Всего в Царицыне к 1915 году насчитывалось 454 промышленных предприятия, на которых было занято около 40 000 рабочих.
Hosted by uCoz